Турист Михаил Гуревич (Michael007)
Михаил Гуревич
был вчера 14:13

Как пить, когда и есть-то нельзя

3

Поскольку уже активно пошло обсуждение Катара - которому Россия передала мундиальную эстафету, - решил поделиться своими воспоминаниями о визите в эту страну.
Да и в другие похожие.


В своё время многих российских туристов, пожелавших встретить Новый год - да не простой, а 2000 год! - под пальмами, на месте отдыха ждал не очень приятный сюрприз. Мало того, что выбранные для веселья страны оказались мусульманскими, так там еще шел священный месяц Рамадан, во время которого не только выпить, но и просто закусить бывает сложно. Приехали...

От имсака до ифтара

Рамадан – девятый месяц мусульманского лунного календаря. Арабский год на 11 дней короче европейского, поэтому все даты в нем – «плавающие». Нынешний Рамадан был весной - не в Чемпионат. Но тем не менее.
В последующие 30 дней последователи мусульманской веры, коим пятая сура Корана запрещает вино в принципе, должны в светлое время суток воздерживаться от еды, питья, вдыхания благовоний и занятий сексом. Для противостояния новым искушениям, рождающимся по мере развития цивилизации, появляются и новые табу – например, на курение или жевательную резинку. До восхода солнца правоверные должны успеть позавтракать, затем «фаджр» (утренняя молитва) и «имсак» – дневное воздержание. Ну а как стемнеет – «ифтар», то есть вечернее разговение, весьма вкусное и обильное.
Однако многочисленные туристы, отправляющиеся за восточной экзотикой в страны мусульманского мира – от Марокко до Индонезии, вовсе не горят желанием отказываться от привычного дневного распорядка и откладывать маленькие радости жизни «до первой звезды». И если отдых отменять не хочется, остаётся лишь одно: попытаться классифицировать страны возможного пребывания по степени строгости запретов и необходимости их соблюдения.

Мученики веры

К числу стран, где верующие свято следуют букве ислама, относятся Иран и большинство арабских государств на Аравийском полуострове. Ирак, Алжир, Судан или, скажем, Афганистан вообще оставим за скобками – они проходят по ведомству экстремального туризма, и поездки туда даже официально не рекомендуются. А вот Иран на российском туристическом рынке появился – для начала через горно-лыжный курорт Дезин. Но традиционно наибольший интерес представляют пляжные и дайвинговые направления.

Мне «повезло» попасть в Катар аккурат в Рамадан. Свирепствует сухой закон, ввозить ничего нельзя, да к тому же действуют и дополнительные ограничения. Поехали, например, пустыню осматривать и в тени старого форта устроили пикничок. Наш гид из местных присоединился к трапезе, пообещав Аллаху искупить грех воздержанием в другой день (Господь дозволяет нарушить пост путешественникам, находящимся вдали от дома). Зато водитель, как представитель профессии более простой и менее интеллектуальной, идти на компромисс с совестью отказался и даже удалился на почтительное расстояние, дабы не видеть сие богопротивное действо.

Спиртное присутствовало только в наборе мини-бара. Вне стен номера пили один безалкогольный солодовый напиток Barbican со вкусом малины (голландского разлива и класса premium, между прочим). Вообще забавно. что для первого визита российских журналистов в новую страну было выбрано столь «напряжённое» время. Ну что стоило неделей раньше отправить? Я-то не пью - но попутчики тихо зверели. И даже громко. Потому на пресс-конференции речь шла не только о туристическом потенциале Катара, но и о более земных вещах. «Как можно есть рыбу и не запивать ее белым вином?» – недоумевали гости. «Мини-бар», – отвечали хозяева. «Где – ужин и где – мини-бар?!» – горячились первые. «Рамадан!» – были неумолимы вторые. «Рыбу после Рамадана доедать?!!!» – горячились участники медиа-тура. «Мини-бар», – хранила невозмутимость принимающая сторона.

Видя такое дело и дабы не допустить взрыва, Катар нам сократили. И внепланово услали в Дубай. Измученные нарзаном и правоверными строгостями представители прессы закупили вожделенные напитки в Duty Free аэропорта Дохи, заперлись в туалете и перелили их в бутылки из-под газировки. Однако эти меры оказались излишними – самый популярный из семи объединенных эмиратов весьма либерален в отношении прав пьющей личности. Конечно, пивные палатки на каждом шагу не стоят, но есть магазины, где в специальных отделах продают спиртное немусульманам. Разумеется, можно выпить в гостиничных ресторанах или барах, среди которых имеются и английские пабы, и винные заведения с дегустацией коктейлей под сырное ассорти. Да и ввозить спиртное не возбраняется.

Стоит ли удивляться, что у тружеников пера, очутившихся в таком раю после пуританского Катара, ифтар длился не только всю ночь, но и следующий день? А некий высокий чин дубайской полиции написал в местной газете о необходимости вести разъяснительную работу среди туристов, кои позволяют себе в Рамадан ходить по улицам, двигая челюстями и пуская изо рта дым. Впрочем, с банкой пива и по нашим улицам уже не особо разгуляешься, да и скурение всё сложнее.
Семь княжеств составляют Объединенные Арабские Эмираты – и все они разные. В Абу-Даби, где находится одноименная столица всего государства, правила жёстче. В Шардже вообще сухой закон с 1985 года – словно во исполнение судьбоносного решения Михаила Сергеевича и Егора Кузьмича. Даже в багажнике, даже транзитом нельзя – наказание строгое. И еще одна закавыка: ввезти бутылку в страну разрешается, а вот перевезти из одного эмирата в другой – нет, могут изъять. Зато в Аджмане, самом маленьком эмирате, функционирует уникальный магазин, где иностранцам продают алкоголь безо всяких ограничений.

Где интуриста любят

Соседний с ОАЭ султанат Оман «открылся» несколькими годами раньше Катара, и любители качественного дайвинга могут провезти один литр крепких напитков или две бутылки вина. Плюс продажа в лицензированных отелях. Еще проще обстоит дело в Иордании: в супермаркетах (в глубине, дабы не смущать чувств верующих) есть винные отделы. Тут и арак (местная анисовая водка), и богатая палитра местных же белых. розовых и красных вин. Ну и совсем свободно в Ливане, где даже казино открыты. Жители Кувейта и Саудовской Аравии сами сюда отдыхать ездят.

Если взять Северную Африку, то здесь все зависит от места. В Марокко, к примеру, на главном курорте Агадир гораздо свободнее, чем даже в «продвинутой» Касабланке. В Тунисе, который, кстати, очень гордится своими винами, тоже ощущается разница между пятизвездной «Коринтией» у моря и «трёшкой» в Сахаре. Так же и в Египте: удалишься из гостиничной зоны в глубинку, так там и на шорты косятся. А покупающим бутылку на их территории египтяне ставят отметку в паспорт.
Чем дальше от Мекки – тем «проще». В Малайзии давно обосновавшиеся там китайцы гуляют с продовольствием в руках – и нечего. А для малайцев что китайцы, что европейцы – все равно. Самая большая по численности населения мусульманская страна – Индонезия, с популярнейшим островом-курортом Бали. И здесь для отдыхающих предусмотрен «щадящий» режим. Или вот замечательные острова в Индийском океане – Мальдивы. Ввезти спиртное сюда нельзя, зато здесь купить – пожалуйста. Дорого, правда, но можно договориться с туземным обслуживающим персоналом – получится подешевле. Коран запрещает пить, но не зарабатывать на продаже «запретного плода» неверным. И уж, ясное дело, совсем хорошо в ежегодно принимающей сотни и сотни тысяч российских туристов Турции.

«Вы по ночам кебабы трескаете, а мы в Великий пост семь недель – на хлебе и картошке!» – пеняли мои коллеги по катарской поездке нашим религиозным хозяевам. И впрямь, арабская ночь способна воскресить в памяти сказки Шахерезады. В гостиницах и иных общественных местах на период поста ставятся «палатки Рамадана», где с наступлением темноты верующие вкушают разнообразные яства и курят кальяны. Ну а после священного месяца начинается месяц Шавваль, первые три дня которого – радостный праздник разговения Ид аль-Фитр.

Но вот как они там Чемпионат мира по футболу будут проводить...
Загадка пока!

Михаил ГУРЕВИЧ

Теги: Культурно-познавательный туризм

249 – карма
Позиция в рейтинге – 491
Комментарии